- Главная
- Новости и акции
- Очистка сжатого воздуха. Классы загрязненности: ГОСТ 17433-80, ISO 8573-1
Очистка сжатого воздуха. Классы загрязненности: ГОСТ 17433-80, ISO 8573-1
26.03.2018
Качественная и рациональная подготовка сжатого воздуха - основа эффективной работы пневмосистемы.
Первым и важнейшим этапом подготовки воздуха является очистка его от загрязнений. Присутствующие в сжатом воздухе загрязнения способны сократить срок службы пневмооборудования в 3~7 раз. До 80% отказов пневматических систем происходят по причине повышенной загрязненности воздуха. Таким образом, надлежащее качество воздуха является определяющим фактором надежности и долговечности пневматической системы.
Источники и состав загрязнений сжатого воздуха
Прежде чем попасть к конечному потребителю, воздух проходит следующий путь: забор атмосферного воздуха, компрессор, магистраль сжатого воздуха, конечный пользователь – оборудование. Загрязнение воздуха происходит на каждом из указанных этапов.
Загрязнения атмосферного воздуха. Один кубический метр естественного атмосферного воздуха содержит около 140 миллионов твердых частиц, более половины которых имеют размер свыше 1 мкм. Атмосферная пыль в основном состоит из кварцевого песка и окиси алюминия. Кроме этого, в составе воздуха содержится некоторое количество водяного пара, который при сжатии конденсируется, образуя загрязнения в жидкой фазе. Возможно также присутствие в воздухе газообразных загрязнений - продуктов сгорания топлива (например, диоксида серы), паров кислот, щелочей и т.п.
Загрязнения воздуха при сжатии в компрессоре. Сжатие воздуха сопровождается двумя видами загрязнений - водой (в жидком состоянии) и маслом. Выпадение водяного конденсата - физическое явление, характерное для процесса сжатия воздуха. Загрязнение воздуха маслом существенно зависит конструкции, качества и состояния компрессора.
Загрязнения воздуха в пневмомагистрали. Конденсат, присутствующий в сжатом воздухе, вызывает коррозию трубопроводов. Образующиеся при этом частицы ржавчины, а также частицы окалины, имеющейся на стенках труб, увлекаются воздушным потоком. Таким образом, в магистрали к уже имеющимся загрязнениям воздуха добавляются твердые частицы, большая часть которых (77%) имеет размер свыше 60 мкм. Содержание ржавчины и окалины в сжатом воздухе существенно зависит от качества трубопроводов. Так, при хорошем состоянии магистрали концентрация частиц не превышает 4 мг/м . В старых, сильно загрязненных магистралях концентрация частиц ржавчины и окалины может достигать 25 мг/м.
Требования к качеству сжатого воздуха
Качество сжатого воздуха должно соответствовать решаемой задаче. Например, воздух, применяемый для пневмоинструмента в машиностроении, не требует столь тщательной очистки, как воздух, используемый в производстве медикаментов или в пищевой промышленности. Поэтому принято классифицировать сжатый воздух по степени его загрязненности.
Для количественной оценки степени загрязненности воздуха используются следующие показатели:
- максимальный размер твердых частиц,
- массовое содержание твердых частиц в единице объема воздуха,
- массовое содержание воды (в жидком состоянии) в единице объема воздуха,
- массовое содержание масла в единице объема воздуха,
- точка росы, т.е. содержание воды в парообразном состоянии.
Классификация воздуха по степени загрязненности регламентируется:
- ГОСТ 17433-80 «Сжатый воздух. Классы загрязненности»
- стандартом ISO 8573-1:2001(E) «Compressed air Part 1: Contaminants and purity classes».
Классификация по ГОСТ 17433-80. Стандатом предусмотрены 15 классов загрязненности воздуха от 0 до 14:
Класс загрязненности |
Размер твердой частицы, мкм, не более |
Содержание посторонних примесей, мг/м3, не более |
||
Твердые частицы |
Вода (в жидком состоянии) |
Масла в (жидком состоянии) |
||
0 |
0,5 |
0,001 |
Не допускаются |
|
1 |
5 |
1 |
||
2 |
500 |
Не допускаются |
||
3 |
10 |
2 |
Не допускаются |
|
4 |
800 |
16 |
||
5 |
25 |
2 |
Не допускаются |
|
6 |
800 |
16 |
||
7 |
40 |
4 |
Не допускаются |
|
8 |
800 |
16 |
||
9 |
80 |
4 |
Не допускаются |
|
10 |
800 |
16 |
||
11 |
Не регламентируется |
12,5 |
Не допускаются |
|
12 |
3200 |
25 |
||
13 |
25 |
Не допускаются |
||
14 |
10000 |
100 |
Примечания:
1. Содержание посторонних примесей указано для воздуха, приведенного к условиям: температура 293,15 К (20°С) и давление 1013, 25 гПа (760 мм. рт. ст.).
2. Размер твердой частицы принимается по наибольшему измеренному значению.
Пример условного обозначения сжатого воздуха 7-го класса загрязненности: Воздух кл. 7 ГОСТ 17433-80
3. Температура точки росы сжатого воздуха должна быть: для классов 0 и 1 - ниже минимальной рабочей температуры не менее чем на 10 К (10°С), но не выше 263 К (минус 10°С); для классов 3, 5, 7, 9, 11 и 13 - ниже минимальной рабочей температуры не менее чем на 10 К (10°С); для классов 2, 4, 6, 8, 10, 12 и 14 температура точки росы не регламентируется.
Примечание. Минимальная рабочая температура - наименьшая из температур: минимальной температуры сжатого воздуха или минимальной температуры окружающей среды при эксплуатации пневматических устройств и трубопроводов.
4. В сжатом воздухе независимо от класса загрязненности допускаются только следы кислот и щелочей.
5. Классы загрязненности сжатого воздуха следует указывать в технических требованиях к эксплуатации пневматических систем и устройств.
Классификация по стандарту ISO 8573-1. Стандарт предусматривает раздельную классификацию по каждому из трех показателей: размеру или содержанию твердых частиц, содержанию влаги и содержанию масла. Для первого показателя имеются 8 классов, для второго - 10, для третьего - 5.
|
Загрязняющие частицы |
Вода |
Масло |
||
Макс. содержание частиц в м3 Размер частиц d в мкм |
Точка росы |
Содержание масла в м3 |
|||
0,10 < d ≤ 0,5 |
0,5 < d ≤ 1,0 |
1,0 < d ≤ 5,0 |
ºC / ºF |
мг/м3 |
|
0 |
Лучше чем класс 1 |
||||
1 |
20.000 |
400 |
10 |
≤ -70 / -94 |
≤ 0,01 |
2 |
400.000 |
6.000 |
100 |
≤ -40 / -40 |
≤ 0,1 |
3 |
* |
90.000 |
1.000 |
≤ -20 / -4 |
≤ 1 |
4 |
* |
* |
10.000 |
≤ +3 / +37,4 |
≤ 5 |
5 |
* |
* |
100.000 |
≤ +7 / +44,6 |
* |
6 |
≤ 5 µm и 0 < C ≤ 5 mg/m³ |
≤ +10 / +50 |
* |
||
7 |
≤ 40 µm и 5 < C≤ 10 mg/m³ |
C ≤ 0,5 g/m³ |
* |
||
8 |
* |
0,5 > C ≤ 5 g/m³ |
* |
||
9 |
* |
5 > C ≤ 10 g/m³ |
* |
||
X |
C > 10 mg/m³ |
C > 10 g/m³ |
> 5 |
||
|
class 6-X = mass concentration mg/m³ |
class 7-10 liquid water |
|
||
* не определено |
Требуемые классы загрязненности для распространенных задач, решаемых с помощью пневматики.
Задача |
Класс загрязненности по ГОСТ 17433-80 |
Пневмоинструмент |
7 -10 |
Пневмодвигатели |
5 - 12 |
Охлаждение инструмента и обрабатываемой детали |
5 - 12 |
Пескоструйная очистка |
11, 13 |
Распыление красок для грубых покрасочных работ |
7, 9 |
Распыление красок для покрасочных работ высокого качества |
1, 2, 3, 5 |
Очистка воздуха и продувка деталей при сборке: |
|
• в машиностроении, металлургии, литейном и строительном производстве |
5 - 12 |
• в приборостроении, медицине, холодильных установках |
0 - 2 |
• в электронике |
0 |
Пневмоцилиндры, пневмораспределители, контрольно-регулирующая аппаратура |
5 - 10 |
Изготовление и упаковка медикаментов и пищевых продуктов |
0, 1, 2 |
Очистка сосудов для пищевых продуктов и лекарств, электронной аппаратуры и медицинского инструмента |
0 |
Воздушная смазка подшипников и направляющих станков и приборов |
0, 1, 2, 3 |
Подача воздуха для дыхания |
0 |
Пневмотранспорт и перемешивание продуктов питания, лекарственных препаратов, напитков |
0 |
Пневматический измерительный инструмент |
0 |
Устройства подготовки сжатого воздуха.
1- Компрессор; 2 – Циклонный сепаратор; 3 – Вентиль; 4 – Ресивер; 5 – Автоматическое устройство слива конденсата; 6 – Предварительный фильтр (3 мкм); 7 – Осушитель; 8 – Конденсатоотводчик; 9 – Фильтр тонкой очистки (1 мкм); 10 - Фильтр тонкой очистки (0,01 мкм); 11 – Угольный фильтр (0,03 мкм); 12 – Водно-масляный сепаратор
Рекомендации по формированию схем подготовки воздуха
1. Воздух, выходящий из компрессора, должен охлаждаться. Это может происходить естественным путем или с помощью специальных охладителей. Только после этого имеет смысл пропускать воздух через магистральный фильтр. В противном случае значительная часть воды и масла, находящаяся в парообразном состоянии, беспрепятственно пройдет через фильтр, а при дальнейшем охлаждении воздуха конденсируется в магистрали, образуя загрязнения.
2. Водоотделитель следует использовать совместно с магистральным фильтром, устанавливая водоотделитель после фильтра. Это обеспечивает максимальную эффективность очистки: твердые частицы, масло и основная часть воды задерживаются фильтром, а остатки воды задерживаются водоотделителем. Необходимо также иметь в виду, что даже после полной очистки воздуха от воды конденсат может появиться вновь, если температура воздуха продолжает падать. Поэтому водоотделитель следует устанавливать в той точке пневмомагистрали, где воздух имеет минимальную температуру.
3. Если все потребители воздуха, подключенные к пневмомагистрали, имеют одинаковые требования к его качеству, целесообразно производить централизованную подготовку воздуха. В этом случае необходимый уровень качества воздуха и маслораспыление обеспечиваются в магистрали, в то время как местная подготовка воздуха ограничивается стандартной фильтрацией и регулированием давления.
4.Если потребители имеют различные требования к качеству воздуха, магистральная подготовка обеспечивает только общий базовый уровень качества. Основная подготовка воздуха выполняется после отвода от магистрали в соответствии с требованиями конкретного потребителя. В этом случае определяющей является местная подготовка воздуха.
5.При выборе оборудования следует учитывать, для какой подготовки воздуха оно предназначено - магистральной (централизованной) или местной.
Компания ООО «ГК НТЦ» предлагает своим клиентам не только промышленные винтовые компрессоры, но и элементы систем воздухоподготовки: ресиверы, осушители, магистральные фильтры, а так же проектирование и монтаж систем вентиляции компрессорных участков. Вы всегда можете получить консультацию по подбору компрессорного оборудования и оборудования воздухоподготовки у наших специалистов по телефону: (831) 413-77-41, 216-48-06. Будем рады Вам помочь!